Методическая деятельность

 на уроке  

Методическая система учителя русского языка Голубевой Дарьи Анатольевны (скачать)

 Об использовании педагогической технологии

Учебно-методическое обеспечение

 

Наша школа работает по рабочим программам, разработанным на основе программы В. Я. Коровиной. Почему? Во-первых, рекомендована Министерством образования и полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по литературе; во- вторых, программа обеспечена учебно-методическим комплексом (программа, учебник, методические рекомендации). В-третьих, хронологический принцип структурирования материала в наибольшей степени подходит для учащихся, имеющих нарушение слуха. Чтение и изучение художественных произведений организовано в программе исторически: “от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX и XX веков”, то есть “от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме “Фольклор и литература” — в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль)”. В каждом классе существует и “система ознакомления с литературой разных веков (горизонталь)”. Происходит постепенное усложнение материала, а  исторический подход, помогает учащимся видеть произведение как  некую составляющую определенной эпохи, что помогает нам решать несколько образовательных задач, в том числе и коррекционных.Помимо необходимых предметных знаний программа предлагает освоение метазнаний: гуманитарных, философских, этических, эстетических понятий, связанных с освоением культурных традиций и общечеловеческого духовного опыта. Ученику раскрывается глубина ценностного аспекта художественного произведения. Внимание школьника направлено на общечеловеческие ценности и нравственные идеалы в русских народных сказках, на идеалы любви, верности, красоты, на столкновение Добра и Зла и на силу человеческого духа, осмыслить непростые для детей философские проблемы соотношения внутренней и внешней красоты человека, жизненной активности, смысла человеческой жизни и смерти в произведениях русской и зарубежной классики. Можно говорить и об усложнении этической проблематики с 5-го по 9-ой класс.
Программа
 Программа общеобразовательных учреждений 5-11 кл. (базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной. Допущено министерством образования и науки РФ. – М., 2010
Учебники для каждого класса на данной ступени обучения
Литература. 8 кл. (в двух частях )Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2007
Литература. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2007
Методические пособия
1.      «Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
2.      «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
3.      «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
4.      «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
5.      «Поурочные планы по литературе. 9 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.

Рабочие программы по русскому языку разработаны на основе Программ ообщеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова,
Т. А. Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованных Министерством образова и науки Российской Федерации. Выбор этой программы зависит от следующих условий.
1)      Наличие программного и учебно-методического обеспечения;
2)      соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
3)      соответствие УМК государственному стандарту;
4) завершенность учебной линии;
5) обеспеченность образовательного учреждения учебниками
Тупицына Д. А. использует следующие учебники и пособия.
Программа
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» , М. «Просвещение», 2009. Авторы программы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
 

Учебники для каждого класса на данной ступени обучения

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007
 

Методические пособия

Коровина, В.Я., Тестовые задания по русскому языку, 8 класс. Пособие для учащихся.
Егорова, Н.В. Русский язык: поурочные разработки 8 класс – М: Вако, 2007
Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс: Поурочные планы (по учебнику Бархударова С.Г.)- 2008
Горашова Н.Г. Конторольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Тростенцовой Л.А.- М: Издательство «Экзамен», 2009
Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Бархударова С.Г.- М: Издательство «Экзамен», 2008
Капинос В.И., Пучкова Л.И., Махонина М.Н., Богданова Г.А. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс. М., «Интеллект-Центр», 2005
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2007
 
  • Электронный репетитор «Русский» (система обучающих текстов);
  •  Репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия)
  • Репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  • интерактивные тесты: (http://www.saharina.ru/tests/),
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/):
 

Использование современных технологий обучения

Технология личностно ориентированного обучения

1.      Дифференцированные и нестандартные задания;

2.      Разноплановое домашнее задание: на выбор, по желанию, индивидуальное;

3.      Дифференцированный способов организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, парный;

4.      Создание ситуации успеха на уроках: «карты успеха», установки, «листа защиты» .

 

Технология развития критического мышления

Использование приемов «Толстые и тонкие вопросы», «Верные-неверные суждения», «Ромашка вопросов», «Шесть шляп», «Синквейн». Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.

Билингвистическая коррекционно-развивающая технология

В процессе обучения разумно использует жестовый язык, что способствует устранению коммуникативных барьеров между педагогом и учащимися; созданию доверительных отношений между детьми и педагогом; эмоциональной окрашенности учебного процесса; увеличению объема учебной информации; ускорению ее передачи; восприятию учащимися.

Коррекционно-развивающая технология коммуникативного обучения

Коммуникационный подход к обучению глухих на основе словесной речи (рук. С.А. Зыков.). Тупицына Д. А. использует различные виды педагогически организованной деятельности (составление диалогов, драматизация, моделирование ситуаций) для создания потребности в общении, для активизации речевого общения с применением дактильной речи (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной.

Информационно-коммуникативные технологии

В процессе обучения использует цифровые образовательные ресурсы:

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/): коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы,

1.      тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса;

2.      фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы (http://www.feb-web.ru/);

3.      виртуальные музеи писателей: http://www.museum.ru

4.      электронную версию журнала  «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» (http://rus.1september.ru/);  

5.      использует интерактивные тесты: (http://www.saharina.ru/tests/),

6.      самостоятельно разработанные учителем цифровые образовательные ресурсы: презентации, тесты, созданные средствами программы PowerPoint, Exel:. http://dariya-tupitsina.ru/

7.      работает в «Центре дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ОГАОУ ДПО ИРО г. Иркутска, участвует в реализации Федеральной программы «Дистанционное образование детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении»

8.      Создание персонального сайта: http://dariya-tupitsina.ru/

9.      Создание сайта онлайн-школы в системе Moodlehttp://school.dariya-tupitsina.ru/moodle/ , где разрабатывает тесты, лекции, задания, используя разные ресурсы и элементы курса.

10. Наличие электронного портфолио:  http://www.uchportfolio.ru/s39182673

 

11. Наличие персональных страниц в сетевых образовательных сообществах.http://pedsovet.org/forum/member147953.html ,http://www.proshkolu.ru/user/merkulova777

Здоровьесберегающие технологии и методики

Решает проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса через:

·         создание оптимальных психологических условий;

·         учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению русского языка и литературы;

·         принцип двигательной активности на уроке;

·         смену видов деятельности учащихся;

·         соблюдение норм СанПИНа на уроках.   


Наличие авторских разработок

 

Является автором дистанционного курса «Консультация сурдопедагога для 9 класса» на сайте ЦДО ИРО Иркутской области (

 

)

 

 

 

На сайте

http://school.dariya-tupitsina.ru/moodle/

 

 разрабатывает тесты, лекции, задания, используя разные ресурсы и элементы курса, созданного в системе Moodle

 

 


На сайте http://learningapps.org/ разработаны следующие задания :
диктанты для 6 класса:

http://learningapps.org/display?v=p9wp2ifsc01

http://learningapps.org/display?v=p8eopg3kn01

http://learningapps.org/display?v=pdfk53uq201

http://learningapps.org/display?v=phedyxmm101

http://learningapps.org/display?v=pbfap3f2301

игра "Правописание приставок пре- и при-"

http://learningapps.org/display?v=ponjdzctk01

 

Глагол. Спряжение. Гласные Е и И в личных окончаниях глаголов:

 

http://learningapps.org/display?v=p7d6i5a4201

 http://learningapps.org/display?v=pxzvoy5k501

Правописание местоимений:

http://learningapps.org/display?v=ptjw47iv501

 

 Участие в организации проведения дистанционного конкурса "Мир русского языка" среди учащихся коррекционных школ I и II  видов (Иркутск, Черемхово, Улан-Удэ)

 

Открытые уроки

 

Повторение по теме "Наречие" 9 класс (I вид)

Тема "маленького человека" в повести "Шинель" Н. В. Гоголя  10 класс (I вид)

Методические разработки к урокам

 

 

Литература 9 класс (I вид)

 

Устное народное творчество (Презентация к уроку)

Былины (Презентация к уроку)

Тест по теме "Былины"

И. С. Тургенев "Бирюк" (Презентация к уроку)

М. Ю. Лермонтов "Песня про.... купца Калашникова" (Презентация к уроку)

Тест  по теме "Песня про ,,, купца Калашникова"

А. С. Пушкин "Медный всадник" (Презентация к уроку)

А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (Презентация к уроку)

А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (Тест к уроку)

А. С. Пушкин "Станционный смотритель" (Презентация  к уроку)

Н. В. Гоголь "Тарас Бульба" (Тест итоговый)

 

 

Литература 10 класс (I вид)

 

Жанры древнерусской литературы (Презентация к уроку)

Русские народные песни (Презентация к уроку)

Повесть о Шемякином суде (Презентация к уроку)

М. Ю. Лермонтов "Мцыри" (Презентация к уроку)

М. Ю. Лермонтов "Мцыри" (Тест)

Н. В. Гоголь "Шинель" (Презентация к уроку)

В В. Гоголь "Шинель" (Тест к уроку)

Н. В. Гоголь "Ревизор" (Тест)

 

 

Русский язык 9 класс (I вид)

Причастие (Презентация к уроку)

Деепричастие (Презентация к уроку)

Тесты по темам:

 

Причастие

Деепричастие

Наречие

Категория состояния

Союз

Частицы

 

 

Русский язык 10 класс (I вид)

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве (Презентация к уроку) 

Тесты по темам:

Словосочетание

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Второстепенные члены предложения

Типы сказуемых

Односоставные предложения

Неполные предложения

Вводные слова

Прямая речь

Последовательное расположение частей текста

  В помощь педагогам

 Словарная работа на уроках литературы.

 

 Отзывы: